четверг, 6 июня 2013 г.

Его последняя охота

     
Тим Самарас наблюдает небо.

31 мая в штате Оклахома, преследуя очередное торнадо, погиб знаменитый охотник за смерчами Тим Самарас. Эту новость сообщали многие информационные ресурсы, и я мог бы не писать на эту тему, но гибель ученого сильно взволновала меня. Мне захотелось узнать больше о нем, о его деле, о его успехах и о том, как трагически оборвалась его жизнь. И я хочу поделиться с вами, читатели, небольшим рассказом об этом выдающемся ученом и бесстрашном исследователе, который стремился увеличить наши знания о смерчах, этом необычном и разрушительном явлении природы, ежегодно уносящем десятки и сотни человеческих жизней в разных уголках Земли.
 «К охоте за смерчами меня всегда влекли красота и мощь стихии, которая каждой весной разыгрывается над центральными районами Америки» - так говорил о себе Тим Самарас.




Тим Самарас - один из самых знаменитых охотников за смерчами. Он посвятил изучению торнадо около 30 лет жизни, занимался конструированием зондов и датчиков, с помощью которых измеряются метеорологические величины внутри смерча, ежегодно проезжал тысячи километров по центральным штатам США в погоне за торнадо, чтобы собрать как можно больше данных измерений. Тим также был автором и ведущим телепередач на каналах National Geografic и Discovery. Вот что рассказывают о нем его товарищи, работающие в National Geografic. (Материалы я нашел на сайте National Geografic Daily News и часть перевел с английского языка, чтобы опубликовать здесь):


В своем автомобиле, напичканном GPS-приемниками, радиостанциями, сканерами, аппаратурой беспроводного доступа и спутниковой связи, Самарас непрерывно отслеживает прогнозы, данные измерений и наблюдает за небом. «Чтобы оказаться в нужном месте, у меня есть только одна попытка», - поясняет он. – «Нет ничего хуже, чем опоздать на пять минут. Попав в затор или направившись в объезд, можно пропустить все действие. Поэтому мы стараемся предвосхищать развитие событий и приезжать на место, когда на небе еще ни облачка. Смерч формируется прямо над нами, и мы следуем за ним ».

То и дело случаются неудачи. Торнадо развиваются только из двух грозовых облаков из каждых десяти, которые наблюдает Самарас. И только в двух случаях из десяти удается поместить зонды на пути торнадо. «Случай играет против нас», - отмечает Тим. – «Охота за смерчами – может быть, самая неблагодарная работа».

Но бывают и такие дни, как 24 июня 2003 г. Воронка смерча шириной почти в километр обрушилась с неба  на тихую проселочную дорогу около Манчестера, штат Южная Дакота и пронеслась над местностью, разорив ее ветром со скоростью 90 метров в секунду. Совершенно точно определив место и время, Самарас разместил три зонда, последний из которых он установил, выскочив из машины буквально в сотне метров от надвигающегося торнадо. Через минуту смерч, набравший полную силу, пронесся как раз над этой точкой.

«Я никогда не был в такой близости от бушующего смерча, и больше не хочу там оказаться», - вспоминает Тим. – «Вся округа ревела грохотом реактивных двигателей. Над головой летели обломки. Телефонные столбы вырывало из земли и проносило по 300 метров над землей, дорожное покрытие отрывалось от земли. Облака буквально засосали в себя весь городок. Торнадо оставило за собой четкий след на кукурузном поле: словно гигантский хлебороб прошелся по нему, работая косой».

Поразительно, но зонд Самараса выдержал прямой удар стихии, не сдвинувшись с того места, где был установлен. Помогла пирамидальная форма, которую придумал Тим: ветер прижимал прибор к земле, не давая ему сдвинуться с места.

«Лет пять назад»,-  рассказывал Тим, - «Я как инженер разработал зонды нового поколения, измеряющие перепады давления внутри торнадо». Вошедший в историю прибор Самараса, зонд-«черепаха», зарегистрировал рекордное изменение давления – именно за счет него в торнадо достигается исключительно высокая скорость ветра. «Эти данные особенно ценные, потому что они дают информацию об условиях, наблюдающихся в нижнем десятиметровом слое смерча – там, где находятся дома, машины и люди».

Зонд представляет собой метеостанцию высотой 15 см, помещенную в стальной корпус и снабженную датчиками влажности, температуры, давления, скорости и направления ветра.

«Загрузив данные в компьютер, я был ошеломлен: перепад давления в центре торнадо составил сто миллибар. Такое значение было зарегистрировано впервые. Испытать такой скачок давления – все равно, что зайти в лифт и взлететь на триста метров за десять секунд» - рассказывал Тим.


В последний день своей жизни, направляясь в погоню за очередным торнадо, Тим Самарас дал интервью радиоведущему National Geografic. По иронии судьбы журналист спросил его об опасности, которой подвергаются охотники за смерчами:


Ведущий: Хочу задать один вопрос. Ты охотишься за смерчами и довольно хорошо представляешь, как они движутся. Было ли хоть раз такое, чтобы смерч повернул прямо на тебя, Тим, и ты  подумал: «Нужно спасаться отсюда»? Я, кажется, помню один случай, когда у твоей машины заблокировалась дверь, а торнадо шел в твоем направлении.

Тим Самарас: Да, тут нужна привычка. В современных автомобилях, если система не настроена правильно, то когда выходишь из машины и захлопываешь дверь, она блокирует замок. Поэтому я приобрел такую привычку: когда торнадо проходит рядом, а я выхожу из машины, я перед этим опускаю стекло. Я всегда помню об этом и о том, что могу просто запаниковать. И если вдруг это случается, я быстро сажусь за руль.

Ведущий: Значит, смерчи все-таки поворачивали на тебя?

Тим Самарас: Да, торнадо, бывало, сворачивали на меня, особенно в своей последней стадии. Потому что в конце они становятся компактными и очень быстрыми, и их путь предсказать очень и очень сложно. Я наблюдал, как они делали поворот на 180 и 360 градусов и поворачивали прямо на меня. Поэтому мы, на самом деле, ведем себя очень осторожно.

Через несколько часов смерч подхватил автомобиль, в котором находились Тим Самарас, его сын - 24-летний Пол Самарас, занимавшийся фото- и видеосъемкой, и еще один ученый Карл Янг. Всех троих нашли погибшими в искореженной машине.

Что случилось во время последней охоты, что помешало исследователям вовремя уйти с пути смертоносного вихря, мы, вероятно, никогда не узнаем. Огромное горе постигло семью Тима Самараса, у которого были еще две дочери, разом потерявшие и отца и брата. Огромную утрату понес научный мир, потерявший талантливого и мужественного исследователя в самом расцвете творческих сил. Он осознанно шел на риск ради науки и ради людей, чьи жизни спасают заблаговременные предупреждения о смерчах. 

В истории научных исследований известно немало случаев, когда ученые погибали во время экспериментов, полевых испытаний и опасных исследований. Но это не останавливает людей, чьей страстью на всю жизнь стала жажда познания, стремление отнять у природы ее секреты. И я верю, что природа будет открывать людям все новые и новые тайны, отступая перед их упорством и волей. Человек рано или поздно обезопасит себя и научится управлять стихией.



Комментариев нет:

Отправить комментарий